Фоторепортаж: Чтение канона преподобного Андрея Критского

АдминистраторНовости

Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон Андрея Критского, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерден ко мне».

Святитель Андрей Критский родился в Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить. И заговорил только после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте. Он смог не только хорошо учиться, но и своими творениями принес великую славу Церкви Божией и как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений.

Покаянный канон преподобного Андрея Критского – один из величайших богослужебных текстов, который сочетает в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.

Текст канона обращен не только к Богу, но и к самому молящемуся. Читая канон, человек словно беседует сам с собою, со своей душой и совестью, анализируя прожитую жизнь и сокрушаясь о тех ошибках, которые были им совершены. Канон преподобного Андрея Критского– не просто вопль. Это еще и попытка отрезвить свой ум и настроить его на покаянный лад.

Для этого святой Андрей приводит примеры из Священного Писания – примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Примеры того, до каких глубин человек может пасть, и до каких высот вознестись. Примеры того, как грех может поработить душу, и как душа может одержать победу над грехом.

Человеку, который читает канон, совсем необязательно иметь за спиной семинарию, чтобы понять те простые вещи, которые хочет донести до сердца преподобный Андрей.

Автор строит очень простую и ясную схему: человек изначально создан Богом для радости и соучастия в Своем Божественном бытии. Он облек Адама и Еву в духовные благодатные одежды, одарил их различными талантами, поставил перед ними высокую цель богоподобия. Но человек, обманутый дьяволом, добровольно избирает другой путь – путь ухода от Бога и создания такого мира, в рамках которого Творцу попросту нет места. Потом, по прошествии некоторого времени, люди начинают понимать, к чему привело их своеволие, но что-либо изменить они уже не в силах, поскольку утратили те благодатные способности, которыми были наделены до падения. И теперь, находясь в падшем состоянии, человек взывает к своему Создателю: «Вонми мне Боже, Спасе мой, милостивным Твоим оком и приими мое теплое исповедание» , прося вернуть ту прежнюю благодать.

В дни Великого поста мы вместе с Андреем Критским каемся, а в Пасхальные дни радуемся, читая его канон на Святую Пасху, который известен христианам с IX века. Им написаны каноны на все двунадесятые праздники, которые существовали во время его жизни.