Литургия Преждеосвященных Даров

Молитва перед началом Преждеосвященной литургии

Литургия Преждеосвященных Даров — это литургия, за которой верующие причащаются Святыми Дарами, заготовленными на предыдущей полной воскресной Литургии. (Они хранятся на святом Престоле в дарохранительнице.) По этой причине на Преждеосвященной литургии не бывает проскомидии и освящения Святых Даров.

Для древних христиан Великий пост был временем сугубого покаяния, потому полная, привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого, торжественное и радостное богослужение, считалась несовместимой со строгостью этих дней, и ее служили только по субботам и воскресеньям.

Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы — самая драгоценная и необходимая для души христианина пища, чтобы не лишать верующих благодати Христовых таинств на долгое время, на Шестом Вселенском Соборе (правило 52) Церковь установила дополнительные дни причащения и особый для этого чин — литургию Преждеосвященных Даров. Она совершается по средам и пятницам Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской (четверг пятой недели), а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Святые Дары для Преждеосвященной литургии заготавливаются в воскресенье, на полной литургии Василии Великого

Составителем особого чина Преждеосвященной литургии считают святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского (†604), поэтому в благодарственных молитвах по святом причащении читаются тропарь и кондак, посвященные ему.

Поскольку во время литургии Преждеосвященных Даров причастие подается в твердом виде (частицы Тела, пропитанные Кровью Христа), за этой службой не причащают младенцев, которые не могут его проглотить. Дети постарше и взрослые могут приходить на службу как обычно. Подготовка к Литургии Преждеосвященных Даров ничем не отличается от подготовки к полной литургии — она включает чтение молитвенного правила, литургический пост и предварительную исповедь.

Чин литургии Преждеосвященных Даров

По своему характеру Преждеосвященная литургия — это вечернее богослужение, причащение после вечерни.

По церковному уставу, по средам и пятницам Великого поста полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых; цель этого подвига — радость от этого причащения. Поскольку современному человеку не так просто выдержать такой длительный пост и найти возможность посетить храм вечером, эта служба чаще совершается с утра.

Первая часть составного богослужения, в состав которого включена Литургия Преждеосвященных Даров, — вечерня, но первый возглас священника – тот же, что и на литургии: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Затем, следуют предначинательный 103 псалом (Благослови, душе моя, Господа), великая ектения и 18 кафизма Псалтири, которая читается ежедневно на вечерне во время Великого поста. Она состоит из псалмов 119–133, называемых «песнями восхождения»: их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним, – это песнь людей, готовящихся к встрече с Богом.

Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье, и кладет Его на дискос. На второй Славе 18 кафизмы совершается каждение Святых Даров. Во время чтения третьей Славы, все молящиеся в храме опускают ся на колени: в это время дискос с Агнцем переносится с Престола на Жертвенник.

Перенесение Агнца с Престола на Жертвенник

После малого входа и пения «Свете тихий» читаются две указанные на этот день паремии – чтения из Ветхого Завета. Отрывки из Книги Бытия обращают наш мысленный взор к первозданному человеку и трагедии грехопадения: после преступления заповеди Божией изменяется сама природа человека – его тело лишается бессмертия, а душа оказывается порабощенной страстям.

По окончании чтения первой паремии священник, держа перед собой кадило и горящую свечу, стоя пред Престолом, изображает ими знак креста и произносит: Премудрость, прости, – а затем, обратившись лицом к народу, возглашает: Свет Христов просвещает всех! В это время молящиеся в храме, по глубокому благоговению пред Спасителем – Светом истины, делают земной поклон. Этот фрагмент богослужения имеет как символический, так и исторический смысл. Он был установлен в те времена, когда во время Великого поста происходило оглашение желающих принять святое крещение. Свеча – символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.

После чтения второй паремии поются стихи вечернего 140-го псалма: Да исправится молитва моя… Канонарх (или хор) пропевает их, стоя перед отверстыми Царскими Вратами.

Хор храма святой Ксении Петербургской г. Благовещенска. Да исправится молитва моя (Гольтисон М.А.)

Молящиеся в храме преклоняют колена; священник кадит Престол, а затем Жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По своей сути эти стихи являются древним великим прокимном торжественных великопостных служб, теперь же они составляют покаянное введение ко второй части богослужения, то есть непосредственно к самой Преждеосвященной литургии. Словами этого псалма мы просим Бога услышать и принять нашу теплую молитву, нашу «жертву вечернюю». Одновременно мы испрашиваем помощи Божией: Положи, Господи, хране-ние устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных) (Пс. 140, 3–4).

Пение псалма «Да исправится молитва моя»

Эти стихи не случайно перекликаются с прошениями молитвы Ефрема Сирина: лукавый дух пустословия и злословия сильнее всего мешает человеку увидеть свой собственный грех и принести Богу спасительное покаяние. Без хранения уст нельзя достигнуть и чистоты сердца, обрести внимание и теплоту в молитве, а наступающий момент Литургии требует исключительной сосредоточенности.

После молитвы Ефрема Сирина следуют ектении, а затем совершается Великий Вход. Звучат умилительные и вместе с тем страшные слова: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы. Се Жертва Тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Хор храма святой Ксении Петербургской г. Благовещенска. Ныне силы небесные

Внешне этот Вход похож на Великий Вход за обычной литургией, но по существу и духовному значению это совершенно иное событие. Во время полного Евхаристического богослужения на дискосе находится еще не освященный Агнец. Святые Дары переносятся на Престол для принесения их в Жертву Богу и этот вход символизирует Самого Господа Иисуса Христа, смиренно идущего на вольные Страдания и Распятие за грехи людей. Но на Литургии же Преждеосвященных Даров, как поется в этот момент богослужения, невидимо входит Царь Славы: Жертва Тайная, совершенная (уже освященная) переносится… Сам Христос приходит к верующим в Него, делая их причастниками вечной жизни, и с благоговением и любовью встречающие Его склоняются ниц, до земли.

Причастие на Преждеосвященной литургии

Снова звучит молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, затем ектения и пение «Отче наш». На Преждеосвященной литургии слова этой молитвы воспринимаются по-особому, ведь, по толкованию Святых отцов, «хлеб наш насущный» – это и есть Небесный, Евхаристический Хлеб, Святые Таины, потребность в которых с особенной силой ощущается именно во время великопостного подвига. «Вкусите и видите, яко благ Господь,» — призывает верующих после возгласа «Преждеосвященная Святая Святым» причастный стих Литургии.

Заключительная – заамвонная молитва этого постового богослужения напоминает нам о подлинном смысле и цели поста: «Владыко Вседержителю, Иже вся тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим промыслом и многою благостию, введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения: Иже четыредесятьмы деньми скрижали вру-чив, богоначертаная письмена, угоднику Твоему Моисеови, подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению…» («Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыс-лом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, – дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…»).