Таинство Покаяния (Исповедь)

В этом таинстве человек, который честно и без утайки открывает совершенные им грехи Богу перед лицом священника, получает прощение и освобождение («разрешение» по-церковно славянски) от них.

Власть прощать грехи от имени Господа священники имеют как преемники апостолов. Сам Спаситель наделил своих служителей такой властью: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Главное условие нашего прощения Богом — осознание своего собственного несовершенства, которое не зависит от поведения и поступков других людей. риступать к Таинству Покаяния можно только тогда, когда мы искренне простили всех своих обидчиков и должников, изгнали из сердца злобу на окружающих, примирились с теми, с кем были в ссоре и попросили прощения у всех, перед кем были виноваты.

Об этом условии Христос говорит в Нагорной проповеди: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

К исповеди хорошо прибегать с определенной регулярностью, потому что она является важнейшим средством борьбы с грехами и пороками, которые есть смертельный яд для души. При этом если вы совершили или вспомнили тяжелый грех, лучше не тянуть, а исповедаться сразу.

Как подготовиться к исповеди

Покаяние — внутреннее делание человека. Но это не просто какое-то аморфное смятение, трепетание и укорение души, у этого делания есть свой чин и порядок. Перед тем, как прийти в храм на исповедь, необходимо испытать свою совесть: внимательно рассмотреть свою жизнь, постараться вспомнить все поступки, которыми мы огорчили Бога и ближних, раскаяться в них, обрести твердое намерение больше не совершать их и начать деятельное исправление своей жизни.

Такая серьезная предварительная работа необходима еще и потому, что в молитвах Таинства Покаяния храм называется лечебницей, а священник, принимающий исповедь, уподобляется врачу. Приходя на прием к доктору, мы не рассуждаем о болезнях вообще, а приходим с конкретными жалобами и откровенно рассказываем, что и как у нас болит.

Отношение к исповеди должно быть таким же. Если человек к ней готов, он не просто говорит: «во всем грешен» или «согрешил делом, словом, помышлением», но называет конкретные грехи, которые искажают в нем образ Божий и лишают богоподобия.

Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.

В первую очередь следует обратиться с молитвой к Богу, потому что без Его благодатной помощи глубокое раскаяние невозможно. Кающийся просит даровать ему не только видение своих грехов, но и решимость оставить прежний греховный образ жизни. Можно высказать эту просьбу своими словами или воспользоваться теми молитвами, которые рекомендует Церковь. Средни них — «Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу», «Молебный канон ко Пресвятой Богородице», «Канон Ангелу-Хранителю», и другие Эти последования есть во всех молитвословах.

Молитвенная подготовка к исповеди может ограничиться и вдумчивым чтением молитвы «Отче наш». С особым вниманием следует читать слова «и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Необходимо еще раз задуматься: со всеми ли мы постарались примириться, не держим ли зла на кого-то? Только убедившись в том, что в сердце не осталось обид, можно приступать к исповеди.

Испытание совести

После молитв необходимо вспомнить свои грехи со времени последней исповеди, а также те грехи, которые по каким-то причинам не были прежде на исповеди названы. Постарайтесь воссоздать в памяти все случаи нарушения заповедей Божиих — словом, делом, помышлением и упущением (когда мы упустили возможность сделать добро), осознать все ситуации, когда любовь к самому себе оказывалась сильнее любви к Богу и ближнему. Хорошо записать грехи на отдельный листочек, чтобы в сам момент исповеди не растеряться и не упустить что-то важное.

Какие грехи считаются тяжкими:

  • измена Богу: отступничество, хула на Бога, обращение к темным силам, деятельность, направленная против Церкви и ее учения,
  • посягательство на человеческую жизнь, которая есть величайший дар Божий: попытки самоубийства, аборты и использование тех противозачаточных средств, которые уничтожают зародыш,
  • посягательство на свободу, безопасность, здоровье и собственность других людей,
  • нарушение супружеской верности,
  • побуждение других к подобным поступкам, пособничество им, вообще любое соблазнение ко злу других людей, особенно детей (ср. Мф. 18:6-7).

Это неполный список. Степень тяжести того или иного греха определяется совестью кающегося, поэтому к ней необходимо особенно внимательно прислушиваться при подготовке к Таинству Покаяния. Если в чем-то самому разобраться не получается, об этом можно спросить у священника на исповеди.

Результатом испытания совести должно стать и осознание того, каким грехам и каким дурным наклонностям мы сейчас более всего подвержены. Соответственно, следует продумать и то, как успешнее бороться с ними в дальнейшем. В этом также бывает полезен совет священника.

Вопросы, которые можно задать себе при испытании совести

Обязанности перед Богом и Церковью
ВЕРА

  • Не сомневался ли ты в существовании Бога, не роптал ли на волю Божию?
  • Стремился ли углубить свое знание истин христианской веры?
  • Не стыдился ли своей веры?
  • Просил ли у Господа помощи при появлении сомнений в вере?
  • Переносил ли терпеливо испытания, ниспосланные тебе Богом для исправления твоей жизни, для очищения твоей души и возрастания в ней любви?
  • Не оказывался ли во власти суеверий, доверяя гаданиям, приметам и предзнаменованиям?

НАДЕЖДА

  • Надеялся ли ты должным образом на Бога? Уповал ли на Него в трудностях и в минуты искушений?
  • Не рассчитывал ли только на свои собственные силы? Не впадал ли в отчаяние?
  • Во время смертельной опасности возлагал ли надежду на Бога, дарующего нам жизнь вечную?
  • Не положил ли своего упования в чем-то ином, кроме Бога? Не прибегал ли к гаданиям, магии, ворожбе, спиритизму или оккультным учениям с целью узнать что-либо сокрытое от тебя, излечиться от болезни, добиться успеха?

ЛЮБОВЬ

  • Любил ли ты Бога превыше всего? Не предпочитал ли Ему земные блага или привязанности?
  • Стремился ли еще больше любить Его и делать все в единении с Ним?
  • Посвящал ли Ему свою работу, отдых, радости и страдания?
  • Умел ли видеть Бога в окружающих тебя, даже в тех, кто тебе неприятен?

ПОЧИТАНИЕ БОГА

  • Не употреблял ли без нужды имя Бога, Божией Матери и святых?
  • Не призывал ли Бога в свидетели без всякой необходимости?
  • Не давал ли клятвы, ложной присяги?
  • Исполнял ли обещания, данные Богу?
  • Не говорил ли о том, что свято, без должного уважения?

МОЛИТВА

  • Не пропускал ли ты ежедневных молитв?
  • Не сводились ли твои молитвы к одним только прошениям?
  • Прославлял ли, благодарил ли ты Бога даже в испытаниях?
  • Не читал ли молитвы слишком быстро и рассеянно?

ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

  • Являются ли для тебя воскресения и праздники действительно днями Господними? Освящал ли ты их участием в церковном богослужении?
  • Не опаздывал ли на богослужение по собственной вине и небрежности?
  • Благоговейно ли ведешь себя в храме?
  • Используешь ли ты свое свободное время на то, чтобы читать книги религиозного содержания, доставлять радость близким, навещать больных или совершать другие добрые дела?

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

  • Чувствуешь ли ты себя учеником Христовым, которому доверено нести свет Евангелия людям? Старался ли ты помочь этому святому делу?
  • Помогаешь ли ты содержать Церковь? Относился ли ты с должным уважением к духовным лицам как к преемникам апостолов, несмотря на их человеческие недостатки?
  • Не давало ли твое поведение повода для отрицательного суждения о Церкви?

Обязанности по отношению к себе

  • Боролся ли ты с гордыней?
  • Не вел ли себя высокомерно?
  • Не старался ли доказать свое превосходство?
  • Признавал ли охотно свою вину?
  • Принимал ли без раздражения критические замечания?
  • Не прибегал ли ко лжи, чтобы скрыть свои ошибки?
  • Хранил ли свое сердце от гнева и раздражительности?
  • Не привязан ли ты к материальным благам?
  • Довольствуешься ли своим положением?
  • Не завидуешь ли материальному положению и успехам других?
  • Не был ли скуп или, наоборот, расточителен?
  • Старался ли ты хранить в чистоте свое сердце?
  • Не становился ли рабом своих плотских похотей?
  • Старался ли преодолеть свои греховные наклонности, обращаясь к помощи Божией?
  • Соблюдал ли умеренность в еде? Не предавался ли пороку пьянства? Не пользовался ли наркотиками?
  • Соблюдал ли умеренность в удовольствиях и веселье? Не был ли чрезмерно легкомысленным в своем отношении к жизни?
  • С ответственностью ли относился к своим словам? Не позволял ли себе празднословия или сквернословия?
  • Старался ли плодотворно использовать свое время?
  • Стремился ли познать волю Божию о себе?
  • Стремился ли развить способности, данные тебе Богом, для деятельности во славу Его и для блага ближнего?

Обязанности по отношению к ближнему

  • Как ты относился к своим родителям? Оказывал ли им любовь и уважение? Был ли им послушен? Молился ли о них с должным постоянством и усердием? Относился ли к ним с доверием? Не лгал ли им? Не бывал ли дерзок с ними? Старался ли им помочь? Был ли терпелив в отношениях с ними? Заботился ли о том, чтобы родители в преклонном возрасте не страдали от бедности и одиночества? Не стыдился ли их?
  • Как ты относился к другим членам семьи? Не был ли причиной ссор и столкновений своих близких? Был ли примером для младших?
  • Каково твое отношение к супруге (к супругу)? Стараешься ли ты лучше понять ее (его)? Заботишься ли о ее (его) здоровье и духовной жизни?
  • Заботишься ли, как подобает, о своих детях? Стараешься ли понять их и заслужить их доверие? Справедлив ли ты по отношению к ним? Не был ли излишне строг и раздражителен? Не потакал ли их прихотям? Содействовал ли воспитанию в своих детях подлинных христианских добродетелей? Не научил ли ты детей чему-то дурному? Не давал ли детям дурного примера своими поступками? Не вмешивался ли в семейные дела взрослых детей?
  • Стремился ли к тому, чтобы твой дом стал подлинным христианским очагом?
  • Старался ли ты жить в мире с соседями? Если у тебя есть подчиненные, с достаточным ли уважением и христианской любовью ты к ним относился?
  • Чувствуешь ли ты ответственность за тех, с кем постоянно соприкасаешься на работе, в учебном заведении и т.д.? Помогаешь ли им в случае необходимости?
  • Не было ли с твоей стороны посягательства на человеческую жизнь, включая жизнь плода во чреве? (В совершении аборта виновна не только женщина, прерывающая беременность, но и те, кто толкает ее на это; ответственность за убийство лежит и на медиках, делающих эту операцию.)
  • Не наносил ли ты кому-то телесных повреждений?
  • Если тебе пришлось защищать свою или чужую жизнь или собственность, не превысил ли ты меры необходимого насилия и старался ли, по возможности, избежать убийства?
  • Не подвергал ли опасности жизнь ближнего?
  • Если ты владеешь средствами повышенной опасности (оружие, автомобиль и т. п.), то достаточно ли осторожно ты ими пользовался?
  • Не проявлял ли жестокости?
  • Не был ли бессердечен к людям?
  • Не испытывал ли к кому-нибудь ненависти или антипатии, и если да, то старался ли их преодолеть?
  • Не ссорился ли ты с кем-нибудь? Не гневался ли на ближнего? Не обидел ли кого-нибудь своим словом или делом?
  • Не осуждал ли ближнего на словах или в мыслях? Не пострадал ли кто-то в результате твоего осуждения?
  • Справедливо критикуя чьи-то поступки, не озлоблялся ли ты сердцем против этого человека?
  • Не обманывал ли ты? Не оклеветал ли кого-либо? Не лжесвидетельствовал ли?
  • Не завидовал ли успехам другого?
  • Не разглашал ли чужих грехов и недостатков?
  • Не имеешь ли привычки смеяться над ближним?
  • Не злорадствовал ли ты?
  • Не относился ли легкомысленно к чувствам других людей?
  • Не пренебрегал ли кем-нибудь из-за его происхождения, слабости или недостатков?
  • Помогал ли ты ближним в нужде? Не был ли бесчувственен к тем, кто находится в беде и страдает, а также к тем, кто нуждается в твоей духовной поддержке?
  • Не причинил ли ты материального ущерба ближнему? Если да, то возместил ли его?
  • Бережно ли ты относишься к общественному достоянию?
  • Хранил ли ты супружескую верность?
  • Не ввел ли ты кого-нибудь в искушение и не склонял ли к какому-нибудь греху?
  • Не способствовал ли распространению того, что используется во зло (оружие, наркотики, литература и видеопродукция, пропагандирующая распущенность и насилие и т.п.)?
  • Не упускал ли ты возможности принести пользу другим людям, помочь им в трудностях? Не мешала ли тебе в этом твоя лень или косность?
  • Исполнял ли ты свои профессиональные обязанности или обязанности учащегося добросовестно? Не относился ли к ним легкомысленно?
  • Прилежно ли выполнял порученные тебе задания?
  • Руководствовался ли в исполнении гражданских и служебных обязанностей не только буквой закона, но и совестью?
  • Уважительно ли ты относишься к взглядам и убеждениям других людей? Не оскорблял ли ты чувства и достоинство тех, с кем спорил?

Обязанности по отношению ко всему Божиему творению

  • С достаточной ли ответственностью ты относился к доверенной тебе Богом миссии «возделывать и хранить» созданную Им природу? (ср. Быт 2. 15)
  • Бережно ли ты относился к природе?
  • Не проявлял ли жестокости к животным?
  • Не губил ли природу по беспечности или ради праздной забавы?

Завершая испытание совести, следует сделать для себя некоторые выводы:

  • Наблюдается ли прогресс в твоей духовной жизни?
  • Совершенствовался ли ты в период со времени последней исповеди?
  • Не испытал ли духовного и нравственного упадка? Если да, то в чем именно?
  • Какие грехи ты чаще всего совершал за это время? В чем корень этих грехов?
  • Каков твой главный недостаток? Как ты боролся с ним? Как собираешься преодолевать его?

Очень важно помнить, что покаяние – это не разовое действие, а процесс перемены ума, изменения сознания – уподобление его Христу. Раскаяние – важная начальная ступень покаяния, но далеко не главное его содержание. И тем более не являются покаянием уныние, отчаяние и «самоуничижение пуще гордыни». Покаянный труд несет в себе радость обновления, освобождения от греха и возвращения к Богу.

Искреннее сокрушение о грехаха

Без подлинного раскаяния Таинство Покаяния не будет исполнено. Надо помнить, что любым добровольным грехом мы оскорбляем нашего Всесвятого Творца и Спасителя, воздаем неблагодарностью за все Его благодеяния. Поэтому представление о том, что якобы можно спокойно согрешить, а потом покаяться и опять грешить – тяжелое заблуждение. Обязательным условием совершения исповеди является твердое намерение расстаться с грехом, ненависть к нему. Бог видит сердце человека, как говорит Писание, до самой его глубины, и «перехитрить» Его нельзя. Никакое действие благодати Божией в Церкви не является «автоматическим» результатом молитв и действий священника. Это всегда свободный дар Бога, Который может и отказать в нем, видя внутреннее лукавство человека.

Как проходит исповедь

Исповедь, как правило, совершается в храме вечером или утром до начала Литургии. Священник обращается к Богу с особыми молитвами о прощении грехов исповедующихся, после чего они по одному подходят к аналою (особый столик), на котором лежат Крест и Евангелие. По благочестивой традиции перед этим нужно поклониться остальным прихожанам и негромко сказать: «Простите меня, грешного!».

Подойдя к аналою, следует перекреститься со словами: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Милостив буди ми, грешнику!» После этого кающийся кратко, но исчерпывающе называет свои грехи, не углубляясь без необходимости в обстоятельства их совершения, тщательно избегая самооправдания и обличения других людей.

Завершив исповедь, нужно внимательно выслушать наставления священника. Он может назначить епитимию — обычно это определенное молитвенное правило для помощи в исправлении жизни или дела милосердия. Затем священник накрывает голову исповедующегося епитрахилью (деталью облачения) и произносит особую молитву, которая называется «разрешительной» (то есть освободительной). Кающийся целует Крест и Евангелие в знак примирения с Богом, давая тем самым обещание впредь не совершать названных грехов.

После исповеди надо поблагодарить Бога за Его спасительное таинство.